Москва и Московская область
Пн - Пт 10:00 — 18:00
info@green-7.ru
Японские сады несут в себе определенную философию. Они просторные, уютные и вызывают ассоциации с жилым домом. В давние времена их создавали не для активного отдыха или прогулок, а для наблюдения за окружающей средой из окон домов либо веранды. И в отличии от других садов, где все раскрывается постепенно, здесь общая картина должна быть целой.
Японцам свойственно создавать искусственные ландшафтные дизайны. Ведь они любят гармонию, красоту и совершенство. Поэтому практически все их сады похожи на идеальную картинку. В них встречаются и миниатюрные произведения пейзажного искусства, и необычайные композиции, и растения причудливых форм.
Японцы не любят активно использовать природу, но любят о ней думать. Любовь к ней прививается с детства, поэтому во взрослом сознательном возрасте каждый житель этой страны старается даже на минимальном клочке земли создать миниатюрный сад. Однако на сегодняшний день европейская культура дает о себе знать, поэтому в Японии есть и большие парки, предназначенные для активного отдыха не только туристов, но и коренного населения.
В современных ландшафтах сохранились тысячелетние традиции японской садовой культуры, именно поэтому в них до сих пор прослеживается особый стиль. Одна из главных особенностей таких садов заключается в том, что они создают впечатление пространственной глубины и визуально их пропорции воспринимаются по-другому, не соответствуя реальным масштабам.
Пейзажи, которые создаются в садах, порой кажутся нереалистичными, так как на деревьях могут встречаться искусственно выращенные ветки, а на территории присутствовать декор и растения необычных размеров и форм. Однако даже мельчайшие детали играют большую роль, ведь с помощью них авторы такого произведения искусства хотели выразить свои творческие задумки.
В японских садах часто преобладают вечнозеленые деревья. Кроме того, их изюминкой служат камни, которые выделяются своими формами, расположением и оттенками. Здесь можно встретить сочетание различных природных материалов: песка, мха, камней, древесины и т.д. Вода встречается не везде, но если она есть, то ее вводят в ландшафтный дизайн в виде природных источников: водопада, ручья, пруда и т.д.
Японцы очень любят декор: медную садовую мебель, различные вазы из натуральных материалов, каменные осветительные приборы, статуэтки. Основная цветовая гамма сада – серо-зеленая. При этом все, что находится на участке, обрабатывается таким образом, чтобы были видны следы старины.
В садово-парковом искусстве этой страны выделяют три уровня сложности ландшафтных композиций:
- Стиль Джио
- Стиль Со
- Стиль Шин.
Кроме того сады разделяют на холмистые и плоские. Первые могут создаваться без использования «живых» материалов и в них преобладают камни. Символом речки, берега или воды могут быть простые камни, выложенные таким образом, чтобы создавалась иллюзия течения воды.
Плоские сады создаются из мелкого гравия и песка, а вот камней в них почти нет. Ярким примером японского сада, который входит в десятку самых красивых садов мира всех времен, является сад Риоан – джи. В нем гравий изображает море, а на фоне него создана красивая композиция из пышного мха и нескольких камней. В простых стилях Шин встречаются различные декоративные элементы ( преобладают вазы и фонари), ограды из дерева, а также всевозможные камни. Растений в них немного, как правило, это пару деревьев и немного травянистых культур.
Стили Джио и Со уже отличаются более сложным ландшафтным дизайном, поэтому в них присутствует больше декоративных элементов и растительности. Контуры также становятся сложнее, а формы растений и декора причудливее. Здесь уже каждая композиция разделяется на статистическую, живописную и формальную. Как правило, каждый элемент несет в себе определенный смысл, который раскрывается постепенно. Иногда под определенным углом можно в общем дизайне рассмотреть иероглиф.
Интересен тот факт, что не смотрятся на то, что японские сады весьма разнообразны и не похожи на другие, они внесли огромный вклад в формирование малого европейского ландшафтного дизайна. Архитекторы учатся точно также умело использовать небольшие участки, чувствовать их пропорции и масштаб. Примером европейского сада, основанного на японской садово-ландшафтной культуре, может служить сад в Париже, расположенный около ЮНЕСКО.
Разработкой этого сада занимался Изами Ногуки. Он удачно применил традиционные элементы из японской культуры и смешал их с современными тенденциями. Он смог идеально воссоздать красивый пейзаж, используя при этом всевозможные натуральные материалы разных форм и цветов (песок, плиты, гравий, воду). Кроме того, здесь присутствует японская флора, которая идеально подчеркивает красоту каждого элемента. А «изюминкой» сада служит большой камень с иероглифом, который означает слово «мир».